КЛЕАНФ из Асса - КЛЕА́НФ из Асса (ок. 331/330 до н. э. Асс, Троада, Малая Азия - ок. 232 до н. э., Афины), стоик, ученик Зенона из Кития (см. ЗЕНОН из Китиона) и его преемник во главе школы. В молодости Клеанф был кулачным бойцом и примкнул к Зенону уже в зрелом возрасте; вел аскетически скромную жизнь, зарабатывая на учебу физическим трудом. Среди 58 известных сочинений Клеанфа почти по всем разделам учения (сохранилось немногим более 100 фрагментов) наиболее важны «Логика», «О знании», «О диалектике», «О Зеноновом учении о природе», «Физические заметки», «Разыскания о Гераклите», «Об атомах», «О времени», «О влечении», «О надлежащем», «О конечной цели», «О наслаждении», «Риторика» и «Гимн к Зевсу».
Вопреки распространенному мнению, отождествлявшему лояльность Клеанфа по отношению к Зенону с отсутствием самостоятельной позиции, Клеанф внес нечто новое почти в каждый раздел стоического учения - начиная с деления философии на 6 частей. Он уточнил теорию «представления» (которое описывал как «вещественный» отпечаток) и специально занимался модальной логикой. Имел, вероятно, оригинальную концепцию космологии и первым из стоиков обратился к Гераклиту (см. ГЕРАКЛИТ Эфесский). В учении о мировой симпатии Клеанф впервые четко сформулировал фундаментальный тезис стоической онтокосмологии: симпатия возможна лишь между телесными структурами. Отличался редким в стоической среде интересом к наблюдению живой природы.
При достаточно традиционых антропологических взглядах Клеанф полагал, в отличие от Хрисиппа (см. ХРИСИПП), что все души сохраняются до конца космического цикла. Мнение Посидония, (см. ПОСИДОНИЙ) согласно которому Клеанф якобы признавал самостоятельное существование иррационального начала в душе, основанно на недоразумении. Особенно большое внимание Клеанф уделял теологии (которую считал особой частью философии), предложив оригинальные доказательства бытия богов. Блестящим выражением теологических воззрений Клеанфа является «Гимн к Зевсу», свидетельствующий о его поэтической одаренности и необычной для Ранней Стои религиозности. В этике Клеанф следовал сложившейся при Зеноне школьной норме, внося отдельные уточнения в принципиально важные формулировки. В формуле «жить согласно природе» предлагал, в отличие от Хрисиппа, иметь в виду «природу» целого; считал, в противоположность Хрисиппу, что однажды обретенную добродетель нельзя утратить. Вслед за Зеноном придавал важное значение практической этике (паренетике), из которой впоследствии развилась позднестоическая моралистика. Самым значительным учеником Клеанфа был его преемник Хрисипп (см. ХРИСИПП).